Get Adobe Flash player

Авторизация



В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей был принят Указ Президента Российской Федерации от 16.02.1993 № 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением". В дальнейшем на базе этого Указа был разработан и принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 № 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ).

Основные положения Закона о применении ККМ заключаются в том, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).

Для исполнения положений данного Закона Советом Министров - Правительством Российской Федерации были разработаны и утверждены соответствующие документы.

В частности, несмотря на довольно жесткие положения, вышеназванный Закон допускает возможность неприменения ККМ для отдельных категорий предприятий в силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения. Перечень таких предприятий был утвержден постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745.

Законом о применении ККМ определено, что предприятия, которые обязаны применять ККМ, должны: регистрировать ККМ; использовать исправные ККМ; выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный ККМ чек; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.

Следует отметить, что статьей 3 Закона о применении ККМ установлено, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, которое утверждается Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

Положение по применению ККМ утверждено Постановлением Совмина РФ от 30.07.1993 г. № 745 (с изменениями и дополнениями). Кроме того, во исполнение данного постановления Министерство финансов РФ письмом от 30.08.1993 №104 определило типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Согласно статье 4 Закона о применении ККМ контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин или непосредственно на предприятиях - изготовителях контрольно-кассовых машин.

При этом необходимо иметь в виду, что допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели ККМ определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (далее - ГМЭК) и вносятся в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными законом полномочиями ГМЭК 22 октября 1993 года своим решением утвердила Положение о порядке ведения государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации. А также решением от 23 января 1995 года при ГМЭК создана Лаборатория эталонных образцов ККМ, в которой представлены эталонные образцы всех моделей ККМ, включенных в Государственный реестр Российской Федерации.

Принятие вышеназванных законодательных и нормативно-правовых актов, а также контроль налоговых органов в сфере оборота наличных денежных средств в некоторой степени позволили решить часть проблем, в том числе способствовали частичной легализации теневого оборота. Однако, как показала практика работы налоговых органов, стремление уклониться от уплаты налогов порождает все новые формы и методы уклонения от уплаты в сфере оборота наличных денежных средств, что, в свою очередь, определяет новые формы и методы выявления и предотвращения таких нарушений.

Так, в условиях, когда первые модели ККМ были фактически лишены защиты от постороннего вмешательства, возникла потребность в создании принципиально нового поколения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих долговременное энергонезависимое хранение соответствующей информации. Для решения этой задачи Распоряжением Правительства РФ от 29.09.1997 года №1402-Р было определено, что налогоплательщики, использующие ККМ (за исключением отдельных категорий), должны были в срок до 1 января 2001 года осуществить замену применяемых на территории Российской Федерации контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (фискальная память - это защищенное от постороннего вмешательства устройство, куда записываются данные о поступлении наличных денег, предназначена для того, чтобы предприятия не могли скрыть или исказить показатели своей денежной выручки).

Однако уже накопленный опыт контрольной работы по применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью показывает, что далеко не все проблемы удалось решить с помощью таких ККМ. При этом оставался ряд острых проблем, которые необходимо было урегулировать  в законодательном порядке.

В  июне вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54 ФЗ «О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ». Он сменил действовавший в течение 10 лет закон «О применении контрольно кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ». Согласно пункта 1 статьи 2 данного Закона: "Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Также новым Федеральным Законом установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

На рассмотрение в Государственную Думу Закон был внесен еще в 1999 году. За эти годы Президент накладывал на него вето, возвращал на доработку, а в мае 2002  года он был отклонен Советом Федерации с созданием согласительной комиссии. Ни один закон, который прошел до настоящего момента через Государственную Думу, не обсуждался так долго.  Это не удивительно,  он затрагивал интересы как производителей контрольно-кассовых машин, так и покупателей и потребителей услуг. В том числе интересы представителей малого и среднего бизнеса. Сложность как раз и заключалась в соблюдении интересов всех сторон.

За четыре года многое изменилось, и это подготовило почву для принятия Закона. Во-первых, сократилось количество сторон, участвующих в реализации Закона (ликвидирована налоговая полиция). Во-вторых, Закон разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники: Центральным банком  определяется порядок использования кредитными организациями контрольно-кассовой техники.

Что изменилось в тексте Закона?

Изменилось очень многое. Самое первое, произошла замена понятия контрольно-кассовые машины на  понятие контрольно-кассовая техника вызвано это тем, что за 10 лет действия «старого» закона техника в России сильно изменилась. В советское время был один контрольно-кассовый аппарат «Ока», сейчас — 150 моделей машин. Более того, Россия экспортирует машины, т.к.  они считаются лучшими в мире, в том числе с точки зрения защиты информации. Вычислительная техника усложнилась, и теперь это не просто отдельные кассовые аппараты, а целые программно-вычислительные комплексы, оснащенные фискальной памятью.

До принятия нового Закона существовала общественная Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), которая выполняла функции, связанные с ведением Государственного реестра ККМ. Принимаемые ею решения по применению контрольно-кассовых машин обязательны для всех: министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий. Закон установил, что теперь требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. И это логично, поскольку не общественная организация, представляющая интересы различных групп, а федеральный орган должен определять правила «игры». Один из аргументов в пользу такого решения состоит в том, что требуется оперативное реагирование на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности, а внесение изменений и дополнений в закон требует определенной процедуры прохождения через Госдуму и Совет Федерации Законом определен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники. В отдельных случаях органы исполнительной власти имеют право определять дополнительные категории налогоплательщиков, которые могут работать без применения контрольно-кассовой техники.

Статьей 5 Закона дополнены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ. Так, на организации и индивидуальных предпринимателей при первичной регистрации и перерегистрации ККТ возложена обязанность введения информации в фискальную память ККТ.

 Если отмененный Закон обязывал пользователей контрольно-кассовых машин обеспечивать беспрепятственный доступ к ним работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, то статьей 5 Закона предусмотрена обязанность обеспечения беспрепятственного доступа к соответствующей ККТ только должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку.

Статьей 3 Закона теперь закреплено, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

В Законе более грамотно определены понятия контрольно-кассовой техники, фискального режима, фискальных данных, налично-денежных расчетов; уточнены требования к контрольно кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения, обязанности организаций и предприятий, использующих технику.

Законом было  введено обязательное применение ККТ при расчетах между юридическими лицами. Это необходимо для осуществления государственного контроля за налично-денежным оборотом и сбора налогов. Согласно новому Закону плательщики единого налога на вмененный доход также должны  применять KKМ при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами. В пользу такого решения высказаны следующие аргументы: хотя с точки зрения контроля за уплатой налога применение или неприменение KKМ плательщиками единого налога на вмененный доход непринципиально, но с точки зрения защиты прав потребителей, в частности при покупке непродовольственных товаров, наличие кассового чека имеет существенное значение. Законом так же  предусмотрено, что в соответствии с порядком, определяемым Правительством, наличные денежные расчеты могут осуществляться и без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники” указывает, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

 За нарушение требований Закона предусмотрено наказание в виде штрафа, согласно по статье 14.5 КоАП РФ. Это закреплено статьей 7 Закона и статьей 7 Закона Российской Федерации № 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”.

Требования, предъявляемые к контрольно кассовой технике в соответствии с принятым Законом формируют,  специалисты ряда министерств и ведомств. В дальнейшем этим будет заниматься орган, который определит Правительство. Законом  определена  также ответственность за исправность техники, которую несет ее владелец. Раньше за это отвечали, в том числе и центры технического обслуживания. И без заключения договора на техническое обслуживание машину нельзя было поставить на учет в налоговом органе. При продаже неисправной техники, и этот факт обнаружился проверкой налоговых органов ответственность за это несет  пользователь машины. Он, в свою очередь, может предъявить претензии к организации продавцу и обратиться в суд.

По мнению зам. министра РФ по налогам и сборам С.Н. Шульгина : «Этот Закон, как и любой другой, далек от совершенства, поскольку является результатом компромисса. Отдельные положения, в отличие от предыдущего Закона, сформулированы более точно. Но есть и недочеты. Не всегда удавалось добиться совершенных формулировок. Но при этом учтены замечания комитетов Совета Федерации, Центрального банка, Экономического управления Президента Российской Федерации».

По расчету Правительства Российской Федерации, внесшего в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, новый федеральный закон позволит дополнительно привлечь в бюджеты всех уровней более 35 млрд. рублей в расчете на год . Помимо прямого экономического эффекта, принятие данного закона будет способствовать смягчению криминогенной ситуации в результате применения более совершенных методов контроля и уменьшением в связи с этим неучтенного оборота наличных денег. При этом никаких дополнительных бюджетных средств на его введение не требуется.

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Образцы

feliksrk.jpg

Кто на сайте

Сейчас 17 гостей онлайн

Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня60
mod_vvisit_counterВчера875
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2192
mod_vvisit_counterВ этом месяце12869
mod_vvisit_counterВсего991518

Время

Ulti Clocks content